Доступная среда

МБОУ СОШ №1 – важное место для социализации ребенка, которое должно быть доступно абсолютно для всех, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию. Особое внимание нацелено на создание условий для полноценного включения детей данной категории в образовательное пространство. При обучении таких детей возникают определенные особенности, связанные с их психологическим и физическим состоянием, поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. «Доступная (или безбарьерная) среда» в широком смысле - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Реализация программы «Доступная среда» в МБОУ СОШ №1 носит комплексный характер и предполагает решение следующих задач:
- Обеспечение доступности зданий. Важно, чтобы каждый ученик имел возможность свободно попасть в свой учебный класс. Для этого в учебном заведении, а также на прилегающей территории установлены пандусы и минипандусы, противоскользящие покрытия, специальные перила и поручни;
 - Обеспечение тактильных указателей. Важный инструмент для создания безбарьерной среды для людей с дисфункцией зрения. Они существенно облегчают ориентацию человека в помещении, помогая правильно определить пути движения или расположение предметов в помещение;
- развитие инклюзивного образования;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Кабинет логопеда, кабинет психолога

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все объекты, находящиеся на территории школы пригодны для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (и инвалидами). Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии, тактильные таблицы со шрифтом Брайля на кабинетах) для слабовидящих. 

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ  в библиотеку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата не ограничен; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ  в библиотеку не ограничен.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ  в спортивный зал и на спортплощадку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно- двигательного аппарата не ограничен; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ  не ограничен.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Дверные проёмы расширены, по всему зданию обеспечена беспороговая среда.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Все объекты, находящиеся на территории школы пригодны для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (и инвалидами). Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии) для слабовидящих. 

Специальные условия питания

Доступ  в столовую  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития не ограничен.  Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии) для слабовидящих. Ежедневным бесплатных двухразовым питанием (как дополнительная мера социальной поддержки) обеспечиваются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в школе по очной форме обучения; для детей с ОВЗ, обучающихся на дому предусмотрена компенсационная выплата.

Доступ в здание МБОУ СОШ № 1 для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов :

В здание МБОУ СОШ №1 обеспечен доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: имеется пандус, кнопка вызова сопровождающего. 

Нормативно-правовые акты

1.    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2.    Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года;
3.    Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ СОШ №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлен порядок освоения дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Проводятся подвижные занятия адаптивной физической культуры специалистами, имеющими соответственную подготовку. При их проведении специалист учитывает вид и тяжесть нарушения организма, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Спортивная база отвечает требованиям доступности надежности,прочности и удобства.

Спортивный зал находится на первом этаже здания школы, что обеспечивает беспрепятственный проход лиц с ОВЗ. Индивидуальное сопровождение лиц с ОВЗ на территории школы осуществляет социальный педагог и педагог психолог. Перечень услуг по сопровождению: — встреча лиц с ОВЗ на улице (на входе в здание); помощь при входе и выходе на объект и сопровождение на период всего посещения; информационная поддержка на период всего посещения.)

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинеты педагога-психолога оборудованы:

1.Интерактивный стол педагога- психолога,
2. Стол для работы с кенетическим песком,
3. Кукольный театр,
4.Развивающие карточки М.А.Жукова,
5. Развивающие Кубики.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия питания

Льготным питанием обеспечиваются обучающиеся из малообеспеченных и многодетных семей, обучающиеся, инвалиды, лица с ОВЗ.

Питание инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством. Введено отдельное меню для инвалидов и лиц с ОВЗ. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного проёма обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимся. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. 100% учащихся обеспечены бесплатными горячими завтраками на сумму 10 рублей. Завтраки организованы в соответствии с Графиком горячего питания, утверждённым директором МБОУ СОШ №1.

Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции.  Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Используется 2-недельное примерное меню, согласованное с управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и утвержденное директором МБОУ СОШ №1. За качеством приготовляемой пищи ежедневно следит бракеражная комиссия.

Cпециальные условия охраны здоровья

Здание МБОУ СОШ №1 оборудовано современными системами безопасности: СКУД, АПС. Имеются планы эвакуации, информационные табло (указатели выхода), таблички и указатели для сигнализации об опасности. Благоустроена пришкольная территория (ограждение, выложено плиточное покрытие).

В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и на основании заключённого договора с ГБУЗ ЦРБ имени Н.Г. Кравченко,  медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра. Мероприятия: ежегодное обновление медицинского архива школы (Внесение дополнительной информации, весо-ростовых данных и т.д.); ежегодная санитарно-просветительская работа с детьми по вопросам личной гигиены, профилактики заболеваний, медицинские процедуры: в/м инъекции, подкожные инъекции в специально оборудованном месте кабинета — согласно назначения специалиста, физиотерапевтические процедуры — согласно назначения специалиста. В школе отводится большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья школьников. Разработан единый двигательный режим в соответствии с требованиями СанПина. Ведется мониторинг состояния здоровья учащихся 1-11 классов по результатам проведенных медицинских осмотров. 96 % учащихся охвачены горячим питанием. Ежемесячно проходят Дни Здоровья. Ежедневно проводятся физкультминутки, динамические перемены. В учебный план введен третий час уроков физической культуры, подвижные перемены и физкультминутки на уроках. В школе работают спортивные секции: баскетбол, футбол, волейбол, спортивные игры, подвижные игры. Школьная мебель регулируется по ростовым показателям и маркируется.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ограниченными возможностями здоровья, в компьютерном классе и в школьной библиотеке имеют доступ к сети Интернет через систему контентной фильтрации.  Для обучающихся, инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики (2 этаж, каб.202, с 14.30 до 17.00) и библиотеке (с 9.30 до 17.00), выходной –воскресенье для поиска информации, оформления работ, создания презентаций, для проведения классных часов, подготовки проектов, конкурсов, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются ноутбуки, которые можно подключить на первом этаже школы к проводной сети Интернет. На сайте школы предусмотрена версия для слабовидящих.

Приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ — Учи.ру, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Российская электронная школа (РЭШ).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и средства. Ф. Ларошфуко Федеральный портал "Российское образование" Интернет Проект ИВРОР (Инвалиды в России – откровенный разговор): Образование для инвалидов. Статистика Российского Образования. Дверь в мир: сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья Сайт «Всероссийское общество инвалидов» Сайт «Знаем – Можем!»

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это: мультимедийные комплексы (проектор и экран), ноутбуки, интерактивные доски, МФУ.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

нет, в связи с отсутствием интерната и общежития.