Совместный проект министерства культуры РФ и министерства просвещения РФ "Культура для школьников"

Культурный марафон

Всероссийский проект  реализуется с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре.

Участие в проекте позволит школьникам получить дополнительные гуманитарные знания, развить креативное мышление и метапредметные навыки. 

Проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России.

 Понятие «норматив» подразумевает рекомендованное для различных возрастных групп количество посещений организаций культуры и количество произведений, которые необходимо усвоить за учебный период.

В ходе реализации Проекта дети  знакомятся с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы, народной культуры. 

В результате школьники смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре.

Задачи Проекта:

  1. Разработать и внедрить новый формат культурного просвещения школьников через их активное погружение в культурное пространство страны;
  2. Разработать механизмы погружения учащихся в отечественный и мировой культурный контекст на основе нормативов посещения различных видов учреждений культуры.
  3. Повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве нашей страны, развить художественный вкус путем знакомства с произведениями культуры и искусства, рекомендованными в перечнях по видам искусств, в том числе с использованием информационных ресурсов культуры; 
  4. Сформировать эмоционально-ценностное восприятие мира искусства, навыки и умения понимать суть культурного контекста путем отражения своего мнения об увиденном (услышанном) в «Культурном дневнике».
  5. https://культурадляшкольников.рф/

 

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА:

Реализация проекта основывается на следующих принципах:

  • принцип добровольности участия школьников в мероприятиях проекта;
  • принцип открытости, то есть участвовать в мероприятиях проекта может любой школьник;
  • принцип доступности, так как участие в мероприятиях проекта является бесплатным;
  • принцип компетентности, предполагающий, что разработкой и подготовкой мероприятий проекта занимаются признанные специалисты в области культуры и искусства.

Методологическую основу разработки содержания и процесса реализации проекта составляют следующие подходы:

1. Культурологический подход, в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития. Историю культуры рекомендуется изучать в хронологическом порядке по выделенным историческим эпохам для понимания логики смысловых и художественных изменений. Знакомство школьников с произведениями искусства осуществляется посредством таких форм освоения как очное общение (посещение спектаклей, выставок, кинопоказов, встреч с деятелями культуры и искусства и др.) и виртуальное (знакомство с Интернет-ресурсами: сайтами музеев, филармоний, специализированными сайтами о искусстве и культуре). В тех населенных пунктах, где нет стационарных учреждений культуры, рекомендуется организовать периодические выезды в театры, концертные организации, музеи, кинотеатры. Для знакомства с контентом народной культуры рекомендуются к посещению дома народного творчества, культурно-досуговые учреждения, дома ремесел.

2. Культурно-исторический подход, который определяет развитие ребенка как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский). Знакомство с культурой должно основываться не на отрывочных знаниях, а на преемственности программ проекта.

3.  Дифференцированный (личностно-ориентированный) подход позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания проекта школьниками разных возрастных групп и типов личности. Содержание проекта предусматривает двустороннюю направленность погружения учащихся в пространство культуры и искусства: с одной стороны, приобщение к культурным практикам осуществляется через посещения учреждений культуры, с другой стороны, через освоение произведений искусства в Интернет-пространстве.

 

4. Системно-деятельностный подход, который позволяет совмещать актуальные для школьников разного возраста формы освоения искусства в рамках структурированной системы, учитывающей все виды развития обучающихся (урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование). Данный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором они являются ее активными участниками. Школьникам предоставляется возможность участия в различных видах познавательной и творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из трех блоков проекта: «Культпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура». В зависимости от особенностей регионального компонента возможны и иные оригинальные форматы в рамках предложенных блоков.

 

Проект «Культура для школьников» реализуется в 3 БЛОКАХ:

  •  «Культпоход»

Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в т.ч. виртуальные), фестивали радиоспектакли и т.д.

 

  • «Культурный клуб»

Виды организации взаимодействия с произведениями искусства: мастер-классы, встречи, беседы, интервью с деятелями культуры (писателями, поэтами, артистами, художниками и др.), квесты, игры, викторины по произведениям искусства, вечера (литературные, музыкальные, культурные и другие известные личности), флэш-мобы, путешествия, спектакли, кинопоказы, лекции-семинары и др.

 

  •          «Цифровая культура»

Виды организации взаимодействия с произведениями культуры: мультимедийная форма (аудио-, видеозаписи спектаклей, театральных постановок, концертов, концертных номеров, кинофильмов, встреч, литературных вечеров, выступлений артистов, выставок, экскурсий и др.).

 

Каждый блок представляет собой 7 направлений:

  • Изобразительное искусство,
  • Музыка,
  • Литература,
  • Архитектура,
  • Кинематограф,
  • Театральное искусство,
  • Народная культура

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Виртуальные экскурсии по музеям России: http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html

Виртуальные экскурсии по музеям мира http://cat-n-travels.ru/virtualnye-tury-po-izvestnejshim-muzeyam-mira/

Виртуальная экскурсия: Государственный музей героическая оборона и освобождение Севастополя http://www.sev-museum-panorama.com/ru/tour/pano-page-15.html